Четверг, 18.04.2024, 10:12
Приветствую Вас, Гость

Развитие слухового внимания и формирование фонематического слуха

у детей раннего возраста

        Для того чтобы ускорить процесс развития слухового внимания и формирования фонематического слуха работу необходимо начинать с раннего возраста. Используя специальные упражнения, игры (которые проводятся в игровой форме, что создаёт условия для многократного их повторения) впоследствии которого в дошкольном возрасте поможет эффективно решать вопросы о развитии фонематического слуха при обучении детей основам грамоты.

        Правильное произношение звуков зависит от деятельности речевого аппарата в целом и от деятельности органов артикуляции (языка, губ, мягкого нёба, нижней челюсти ), от их подвижности и гибкости, от координации артикуляционных движений, их силы и точности. В начале второго года жизни ребёнок правильно произносит несколько звуков: гласные А, У, И, О и согласные Б, П, М. Остальные звуки заменяются близкими по артикуляции, более лёгкими в произнесении. Надо сказать, что все звуки речи проходят через систему заменителей, следовательно, этап неправильного звукопроизношения свойственен всем детям в определенное время (так называемое физиологическое косноязычие). К полутора годам ребёнок чётко произносит гласные (отсутствует звук Ы) и согласные К, Г. К трём годам возрастной нормой является опускание сонорных звуков: “ыба” вместо “рыба”, “тамвай” вместо “трамвай”. Из твёрдых звуков начинают произноситься В, Ф, Х, Т, Д, Н.

        Взрослый должен своевременно руководить развитием речи ребёнка.

        В раннем возрасте стоят следующие задачи:

  • способствовать развитию речедвигательной и речеслуховой деятельности для своевременного развития произносительной стороны речи.

  • развитие артикуляционного аппарата, слухового внимания, речевого дыхания, основных качеств голоса (высота голоса, сила голоса, тембр голоса).

  • активизировать повышенное внимание педагога на правильность произношения звуков детьми.

            На этапе формирования фонематического восприятия можно выделить пять ступеней:

  • узнавание неречевых звуков (звучание различных музыкальных инструментов, пение птиц, журчание воды, шум леса и т.д.);

  • отчётливое произнесение изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных);

  • подвижность и гибкость органов артикуляции (языка, губ и т.д.);

  • различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру (например: как мяукает котенок, мама – кошка, папа – кот) и т. д.;

  • различение слов, близких по звуковому составу: дочка – ночка, мишка – мышка, и т.д.).

            Многое будет зависеть от того, насколько интересно организованы игры, насколько ребенок эмоционально вовлечен. Стараюсь войти в доверие и добиться положительной мотивации по отношению к играм. Поощряю любое проявление ребенка к активности, побуждаю к новым попыткам говорить. Что помогает избежать сопутствующих нарушению речи психологических проблем – нежелания говорить, боязни речи.

            В домашних условиях можно и нужно развить слуховое внимание, но для этого необходимо с чего-то начать. Соответственно для каждой ступени разработаны соответствующие игровые упражнения

    Игры на формирование речевого восприятия

            Конечно, формирование речевого восприятия начинаем не с речевых звуков (как кажется с первого взгляда), а, наоборот, с «Неречевых»!

            К «неречевым» звукам относятся все окружающие нас звуки природы (шум падающих листьев, капли дождя за окном, хруст снега), музыкальные инструменты (пианино, дудочка, барабан, колокольчик); бытовые приборы (стиральная машинка, телефон, холодильник). Для начала требуется выбрать предмет, издающий звук и хорошо его рассмотреть, чтобы образ предмета, звучание которого он будет запоминать, был более полным и ребенок мог догадаться о нем по ситуации. Так рассматриваются 3-4 предмета, затем их требуется убирать с поля видимости ребенка (за шторку, в коробку и), чтобы, когда этот предмет зазвучал, ребенок опирался не на зрение, а на слух.

            Упражнение повторять столько раз, сколько ребенку необходимо, чтобы четко различать звучащие предметы, и сохранялся интерес к игре. Для этого заменяем предметы по мере необходимости, местоположение (в другую комнату). Например, берём несколько одинаковых коробочек и насыпаем в них разные предметы (пуговицы, крупу, кнопки, бусинки). Для начала даём прослушать все коробочки, обсуждаем, что и как звучало (тише/громче), затем берём коробочку из своего набора, трясем ее, ребенок с закрытыми глазами внимательно слушает, ищет среди своих коробочек такую же по звучанию.

            Когда малыш будет с легкостью определять звучащие предметы можно начинать приступать к изучению звуков речи.

Развитие неречевого слуха

Развитие речевого слуха

1. "Тук - тук- тук"

1." Кто за дверью?"

2. «Что гудит?»

2. "Позови"

3. «На чем играл Зайка?»

3. «Кошки»

4. «Веселый Мишка»

4. «Принеси игрушки»

5. «Шагаем и прыгаем»

5. "Кто в домике живет?"

2.1. Развитие  неречевого слуха

1.«Тук-тук-тук»

        Цель: Учить прислушиваться к неречевым звукам, привлекать  внимание и интерес к ним; показать, что речевые звучания могут сообщать о чем-то, предупреждать.

        Оборудование: кукла, мишка.

        Ход игры: (в игре участвуют двое взрослых)

Дети сидят на стульях, один педагог вместе с ними. Раздается стук в дверь. Педагог прислушивается, прикладывает палец к губам, всем видом показывает интерес к звуку. Стук повторяется, усиливается. Педагог встает, идет к двери, открывает ее. Входит второй взрослый с куклой (мишкой) в руках. Радостно: «Это куклапришла! Кукла стучала!»-говорит педагог. Кукла предлагает вместе с детьми поплясать.

        Словарь: будем играть; кто там?; кукла, мишка, привет, слушайте.

2.«Что гудит?»

        Цель: учить прислушиваться к неречевым звукам, вызывать внимание и интерес к ним; показать, что неречевые звуки могут сообщать о чем либо, предупреждать.

        Оборудованиемашина грузовая или легковая, клаксон или дудка имитирующая звук клаксона, кукла или мишка.

        Ход игры: дети сидят на стульчиках вместе с одним педагогом. Раздается гудок машины. Педагог обращает внимание детей на звук за дверью, прислушивается. Гудок машины повторяется, входит второй педагог и привозит машину, сопровождая действия гудением машины. Педагог говорит детям: «Это машина!Машина гудит!». В конце игры детям предлагают покатать в машине куклу или мишку.

        Словарь: машина, кукла, мишка, слушайте.

3.«На чем играл Зайка?»

        Цель: Учить различать звучание двух различных музыкальных инструментов ( барабана и гармошки); развивать слуховое внимание.

        Оборудование: ширма или экран, игрушечный зайка (мишка, кукла или другая игрушка), барабан, гармошка.

        Ход игры: педагог показывает поочередно барабан и гармошку, называет их. Показывает их звучание, дает детям самим извлечь звучание этих музыкальных инструментов. Ставит оба инструмента на стол. Играет на барабане и гармошке. Приходит Зайка  (Мишка или кукла) и говорит, что хочет поиграть , только он спрячется, а дети должны будут угадать, на чем Зайка будет играть. Педагог ставит на стол ширму или экран , закрывает от детей Зайку и инструменты. Бьет по барабану, снимает ширму и спрашивает, на чем играл Зайка. Дети отвечают или показывают. Зайка снова стучит по барабану в присутствии детей. В третий раз Зайка играет за ширмой на гармошке.

        Словарь: Зайка (Мишка, кукла), слушайте, барабан, гармошка, та-та-та, ля-ля-ля.

4.«Веселый Мишка»

        Цель: продолжать вырабатывать отношение к звуку как значимому сигналу; Учить  реагировать на звук. Учить вырабатывать условно двигательный рефлекс (реакцию) на начало звучания.

        Оборудование: Разные музыкальные инструменты (барабан, бубен, гармошка, барабан, металлофон).

        Ход игры: Дети сидят на стульях в ряд. Педагог говорит, что сейчас придет веселый Мишка. Он будет ударять в бубен (барабан, , играть на гармошке, дудочке). Педагог объясняет (в доступной форме, демонстрирует наглядно все действия с привлечением еще одного взрослого), что как только прозвучать звуки, надо быстро повернуться. Педагог становится за спинами детей на таком расстоянии, чтобы они, обернувшись, могли увидеть Мишку. Педагог ударяет в бубен и быстро достает из-за спины Мишку. Мишка кланяется и снова прячется. Игра повторяется с другими инструментами.

        Словарь: будем играть; мишка, бубен, гармошка, барабан, дудочка, привет, слушайте.

5.«Шагаем и прыгаем»

        Цель: Различать звучание различных инструментов и действовать на каждое звучание по-разному: под звуки барабана- шагать, под звуки бубна- прыгать.

Оборудование: барабан, бубен.

        Ход игры:

        1 вариант:

Дети стоят в ряд, повернувшись к педагогу. Он стоит около маленького стола, на нем лежат музыкальные инструменты- бубен и барабан. Педагог объясняет, что под бубен нужно прыгать, а под звуки барабана- шагать. Показывает, как это делать: берет в руки барабан, ударяет по нему и одновременно шагает на месте; берет в руки бубен , играет и прыгает в такт ударам. Затем дети подражают действиям педагога: шагают под звуки барабана и прыгают под бубен.

        2 вариант: Дети действуют самостоятельно, а не по подражанию педагогу. Взрослый просит детей внимательно слушать: если он будет играть на барабане, надо будет шагать, а если он будет бить в бубен, то нужно будет прыгать. С окончанием звучания необходимо прекратить свои действия. Перед звучанием того или иного инструмента педагог делает паузы. Если дети часто ошибаются  и не знают, что надо делать, педагог может переходить к подражанию или использует знакомые детям игрушки, которые позволят детям выполнять нужные действия по подражанию.

        3 вариант: Игра проводится так же, как и во втором варианте, но дети стоят шеренгой спиной к педагогу и не видят, на чем играет педагог.

        Словарь: будем играть; барабан, бубен, слушайте.

Развитие речевого  слуха

1.«Кто за дверью?»  "Кто там?"

        Цель: учить прислушиваться к речевым звукам, соотносить их с предметами; учить произносить звукоподражания.

        Оборудование: игрушки (кошка, собака, птичка, петух, корова и т.д.)

        Ход игры:  В игре участвуют двое взрослых: один находиться за дверью, держит игрушку и падает сигнал. Дети сидят на стульях. За дверью раздается «мяу», педагог прислушивается и просит детей послушать. Снова слышится «мяу». Педагог спрашивает, кто бы это мог быть, и независимо от ответа открывает дверь и приносит кошку, она мяукает. Педагог просит детей сказать, как мяукает кошка.  Дети  повторяют: «мяу, мяу». На последующих занятиях приходят другие животные (каждый раз : кто-то один) и игра проводится так же.

        Словарь: будем играть; слушайте, привет, кошка (собака, петух, корова, мышка и т.д.), мяу (ав-ав; пи-пи; му-му и т.д.).

2.«Позови»

        Цель: формировать у детей предпосылки к деловому общению, учить детей обращаться друг к другу, запоминать имена друг друга, запоминать имена товарищей.

        Оборудование: мяч.

        Ход игры:  Дети сидят за столами. Педагог рассматривает с ними новый яркий мяч. Вызывает одного ребенка и предлагает ему поиграть вместе мячом - покатать его друг другу. Затем говорит: «Я играла с Колей. Коля, с кем хочешь поиграть? Позови». Мальчик зовет товарища, называет его имя, прочитывая по табличке. Также повторяется с другим ребенком. Задание можно усложнить, попросив ребенка повторить имя, которое педагог называет за экраном.

        Словарь: будем играть; мяч, слушайте, имена детей и педагогов.

3.«Кошки»

        Цель: учить определять направление звука, обозначать звучащую игрушку звукоподражанием. Учить различать громкость звучания и соотносить громкость звучания с различными по величине игрушками (предметами).

        Оборудование: две одинаковые игрушки - кошки (если игрушки не звучат, то нужны две пищалки с одинаковым звучанием); лучше взять две резиновые кошки, два домика большой и маленький.

        Ход игры: Педагог говорит детям, подкрепляя свою речь показом игрушек и действием с ними. «Вот кошка (демонстрирует первую игрушку), Кошка живет в большом доме. Кошка кричит громко: «МЯУ! МЯУ! МЯУ!». После этого педагог демонстрирует другую кошку и сажает ее в маленький дом, тихо говорит «мяу! мяу! мяу!» После показа и игры, просит детей повторить, как кричит одна и другая кошки. Когда дети правильно ответят, то просит детей отличить на слух различные по громкости звукоподражания.

        Усложнение: по мере обучения детей знакомят с названиями «тихо», «громко».

Словарь: кошка, мяу-мяу-мяу, МЯУ-МЯУ-МЯУ, дом, большой, маленький, слушайте; тихо; громко.

4. "Принеси игрушки"

        Цель игры: развивать слуховое восприятие и память; учить ориентироваться в пространстве" повторять названия игрушек (или словаря по темам)

        Оборудование: мелкие игрушки или муляжи; предметные картинки (по темам изучения)

        Ход игры: Педагог садиться за стол с детьми и просит каждого принести одну игрушки или знакомый предмет. "Катя, принеси мяч!" Ребенок выполняет задание, приносит мяч. Все рассматривают предмет, проговаривают его название. Педагог просит следующего ребенка принести другую игрушку (мишка, машина, петух, слон и т. д.). Дети находят и приносят знакомые игрушки, проговаривая названия вслух.

        Усложнение - постепенно перед детьми в ряд располагаются игрушки. Педагог просит угадать, название какой игрушки он произнесет (отрабатывается навык воспроизведения речи на слух и на слухо - зрительной основе). Дети угадывают, находят и показывают определенную игрушку.

        Усложнение - педагог просит определенного ребенка найти нужную игрушку. "Таня, где мишка?" Дети должны не только найти игрушку, но и узнать к кому обращается взрослый.

        Словарь: будем играть, будем слушать, будем говорить, дай, на, вот, там, тут; где?; названия игрушек ( предметов по определенным темам).

5. "Кто в домике живет?"  " Кто там?"

        Цель игры: Учить различать и опознавать на слух и на слухо - зрительной основе звукоподражания. Соотносить определенные звукоподражания с игрушкой. Учить обозначать предмет облегченным словом (звукоподражанием); развивать устойчивость внимания.

        Оборудование: домик или ширма с домиком; звучащие игрушки ( утка, собака, кошка, курица, мышка и пр.); картинки с их изображением.

        Ход игры: Педагог показывает детям домик, называет его (дом)и объясняет, что в нем кто - то живет (спрятался).

        1 вариант: (различение и усложнение -  опознавание на слухо - зрительной основе с опорой на картинку).

        Перед детьми выложены картинки с изображением различных животных. Затем предлагает детям прислушаться и громко произносит различные звукоподражания. Детям следует узнать кто спрятался в домике? После того, как дети определяют (показывают, по возможности), педагог показывает звучащую игрушку. Дети повторяют  знакомые звукоподражания.

        2 вариант(различение и усложнение -  опознавание на слух) Педагог предлагает детям прислушаться и громко произносит различные звукоподражания. Детям следует узнать кто спрятался в домике? После того, как дети определяют, педагог показывает звучащую игрушку (соотносят ее). Дети повторяют  знакомые звукоподражания.

        Словарь: будем играть; будем слушать; дом; кто там?; кто это?; ав-ав; мяу; пи- пи; га - га; кря - кря; собака; кошка; утка; гусь; мышка.

        Вывод

        Такие весёлые и простые упражнения помогают малышу овладеть правильной речью, т.к. умение «слушать и слышать»  формирует  правильное звукопроизношение, закладывает основы правильного грамматического строя речи, является средством развития личности в целом.

        При планомерной совместной деятельности с детьми раннего возраста значительно повышается качество усвоения учебного материала: повышается уровень речевого и неречевого слуха детей, облегчается выработка условной двигательной реакции на звучание различных музыкальных инструментов; повышается уровень познавательной активности детей. Следствием этого является возникновения желания самостоятельного говорения, пробуждения речевой активности ребенка.

        А в будущем поспособствует эффективному достижению качества образования в дошкольном и в школьном возрасте.